Как РЖД поссорилась в ФАС


Бизнес >> 07.11.2017

РЖД объявила, что не может продавать билеты на плацкарт на 2018 г. Но если она этого не сделает с 16 ноября, ей придется заплатить штраф.

ФАС пригрозила РЖД штрафом. Если дешевые билеты не появятся в продаже, ФАС может открыть дело по нарушению ст. 10 ФЗ о защите конкуренции.

Напомним, что 3 ноября РЖД объявила, что приостанавливает продажу билетов в плацкарт и общие вагоны с января 2018 г. Продажи возобновят после принятия соответствующих решений, но если новые тарифы будут отличаться от действующих, пассажирам компенсируют разницу в стоимости или предложат возврат.

Тариф на проезд в общих и плацкартных вагонах регулируется государством, и ФАС его не устанавливает. На СВ, люкс и купе ценообразование свободное. По закону РЖД обязана открыть продажи билетов за 45 дней до отправления поезда. С прошлого года РЖД начинает продажи за два месяца, поэтому с 3 ноября должна была начаться продажа билетов на новый год. Тарифного решения вовремя не было и в 2016 г, но в прогнозе Минэкономразвития была указана 4% индексация.

В 2017 г взгляды на индексацию тарифа у РЖД и ФАС очень разнятся. РЖД ориентирована на индексацию 3,9%, ФАС на 10%. Служба это аргументирует тем, что РЖД проигрывает конкуренцию авиатранспорту, а вернуть пассажиров принципиально важно. В связи с этим возникнет вопрос, как РЖД собирается выиграть борьбу за счет увеличения цен на самый популярный вид билетов?

По мнению ФАС, доходность пассажирским перевозкам может вернуть только обновление подвижного состава. Этот сегмент планово убыточен, а расходы ФПК на плацкартные вагоны покрывает бюджетная субсидия.

В проекте бюджета на 2018 г на эту статью заложено 9,01 млрд руб.

Скидку 10% ФАС собиралась ввести вместо предложенной РЖД в 6%. За снижение стоимости билетов бюджету нужно заплатить 18 млрд руб., помимо уже заложенных для компенсации 9 млрд руб.